10 факторов успеха образовательных систем от автора исследования PISA
14 апреля на XVIII Апрельской конференции
ВШЭ выступил Андреас Шляйхер, руководитель Директората по образованию и
компетенциям ОЭСР, в 1999 году придумавший PISA — одно из самых
масштабных международных сравнительных исследований качества
образования. Его почетный доклад был посвящен глобальным тенденциям в
трансформации национальных систем образования.
Полное название доклада Андреаса Шляйхера — «Глобальные
тенденции в трансформации национальных систем образования: каким будет
образование в 2035 году?». Предупредив об условности заявленной темы, —
ведь иногда мы не знаем, что произойдет через десять минут, а прошлое
предсказываем лучше, чем будущее, — он охарактеризовал ключевые факторы,
которые будут определять успешность развития национальных систем
образования на ближайшие два десятилетия.
1. Информационная грамотность
Образование вступает в цифровую эпоху, когда
недостаточно уметь только читать и писать. Необходима также
информационная грамотность — способность «не утонуть» в мире информации и
извлекать из нее смыслы. Школьники должны учиться видеть мир с разных
ракурсов, с помощью разных ресурсов и через призму разных идей, уметь
выбрать правильные ответы из 20 тысяч, предложенных в поиске Google.
2. Применение талантов
В России хорошо поставлена работа с одаренными детьми
— например, качество математического образования выше, чем в США. Однако
эффективность применения знаний, производительность труда, качество
жизни в США выше, чем в России. Это означает, что таланты и способности
— лишь часть уравнения, и нужно уметь их использовать во благо обществу.
Изменить существующие институции в государстве так, чтобы талант
человека работал во благо его самого и во благо общества, гораздо проще,
чем научиться выращивать таланты.
3. Лучше меньше, да глубже
Содержание школьного образования — это маленькая
«коробочка», в которую мы хотим впихнуть как можно больше информации.
Поэтому глубина образования в большинстве стран уменьшается, а широта
растет. В результате школьники хорошо воспроизводят данные, но не умеют
мыслить как ученые, анализировать процессы и факты, проводить
эксперименты. Исключение составляют страны лидеры исследования PISA —
Сингапур, Япония, Китай, Финляндия.
4. Равный доступ к образованию
Во всех странах благополучие семьи является предиктором
успеха ребенка в школе. Однако велик разрыв в качестве образования между
странами — например, в Доминиканской республике дети из богатых семей,
скорее всего, получат образование более низкого качества, нежели их
сверстники из бедных семей в развитых странах Европы. Бедность страны
для ребенка не должна быть судьбой, которую невозможно преодолеть,
— возможность получения высоких результатов должна быть во всем мире.
Для повсеместного решения этой проблемы к 2035 году потребуются усилия.
5. Обмен опытом между учителями
В большинстве школ учителя сегодня преподают в
соответствии со «спущенными сверху» образовательными программами, но это
устаревшая модель. В современном обществе учитель должен не просто быть
самостоятельным, но и перенимать опыт лучших коллег. Результаты
исследования TALIS показывают, что чем больше учителя взаимодействуют
друг с другом, тем эффективнее они работают. Обмен опытом между
учителями обязателен, например, в Китае. Этот элемент педагогической
культуры характерен для стран, где в учительскую профессию удается
привлекать молодежь.
6. Отказ от системного контроля
К 2035 году во всем мире должно произойти
«раскрепощение» образования — государства должны отказаться от
системного контроля за работой педагогов. При этом сохраняется
необходимость оценки качества работы учителей — прежде всего на предмет
наличия у них необходимых навыков. Педагоги должны быть заинтересованы в
саморазвитии, повышении собственной квалификации — развитие
дистанционных форм образования позволяет добиваться более высоких
результатов при минимуме затраченного времени.
7. Индивидуализация образования
Врач не может выписывать всем пациентам одно и то же
лекарство. Так и учитель должен персонифицировать преподавание,
ориентируясь на потребности конкретного ребенка. Для этого нужно иначе
проектировать курсы, не требовать учителей стандартизации и соблюдения
единых подходов. В обучении должен в большей степени использоваться
проектный подход, в меньшей — дисциплинарный.
8. Высокая продуктивность учебы
Казалось бы, чем больше времени тратится на изучение
предмета, тем выше будет результат. Однако исследования показывают
обратное: чем больше времени отводится на обучение школьников в той или
иной стране, тем зачастую хуже их результаты в PISA. Больше всего
времени в школах дети проводят в Объединенных Арабских Эмиратах, однако
результаты выше в европейских странах, где учебного времени меньше, а
продуктивность его использования — выше.
9. Новая оценка качества
Разрыв между достижениями педагогической науки и тем,
что происходит в классах, по-прежнему велик. Например, в Великобритании
даже в большей степени, чем в Китае, используется механическое
заучивание, при этом все говорят про творческий подход,
самостоятельность и прочее. Можно сколько угодно говорить про
интегральное обучение и творческое мышление, но если студенту на
экзамене предлагаются тесты с выбором ответов, смысла в таких разговорах
нет.
10. Заимствование лучшего
Проводя реформы в образовании, не стоит ориентироваться
на опыт той или иной страны — ведь что-то из этого годится для
национальной системы, а что-то, напротив, противопоказано. Оптимальная
модель заимствования лучшего создана в Сингапуре, где ничего не
изобретают и не уделяют особого внимания образовательным исследованиям.
Зато там научились конфигурировать факторы успеха разных стран, создав
одну из самых передовых систем образования в мире.
*****
Мое свидетельство Всем привет. Я здесь, чтобы засвидетельствовать, как я получил ссуду от г-на Бенджамина после того, как несколько раз обращался за помощью к различным кредиторам, которые обещали помочь, но так и не дали мне ссуду. Пока мой друг не представил меня г-ну Бенджамину Ли, он пообещал помочь мне, и он действительно сделал, как обещал, без каких-либо задержек. Я никогда не думал, что есть еще надежные кредиторы, пока не встретил г-на Бенджамина Ли, который действительно помог с кредит и изменил мою веру. Я не знаю, нужна ли вам настоящая и срочная ссуда. Не стесняйтесь обращаться к г-ну Бенджамину через WhatsApp + 1-989-394-3740 и его электронную почту: 247officedept@gmail.com, спасибо.
ОтветитьУдалить