пятница, 19 февраля 2016 г.

Почему в британских школах поощряют ошибки

Зачем учить детей ошибаться?

В ноябре в Лондоне прошел ряд школьных выставок, на которых широко обсуждалось … как вы правильно догадались – образование – выполняет ли оно свои задачи в сегодняшнем мире. Ведущие деятели образования обсуждали – не удивляйтесь, пояснение следует - как научить школьников делать ошибки.
 Дети, которые пойдут в школу в 2016-м году, выйдут на пенсию в 2075. Новые технологии развиваются так бурно, что сегодня нам трудно представить, каким мир станет через 5 лет, не говоря уже о 2075-м! При этом мы сегодня должны дать детям образование, которое пригодится им в том самом непредсказуемом будущем.
 Все выступавшие на школьных выставках сошлись на том, что поскольку большинство параметров нам неизвестны, единственное чем можно руководствоваться безошибочно – это пониманием, что дети обладают невероятными творческими способностями.  Творчество так же важно, как умение читать и писать; все инновации, все то, за что присуждаются Нобелевские премии - создаются в результате творческого процесса. А сегодняшнее образованиепостроено так, что вместо того, чтобы развивать творческий потенциал наших детей, оно часто подавляет его.
Девятилетняя девочка, известная в своей школе невнимательностью на уроках, на рисовании работала очень сосредоточенно. Учительница спросила ее:
«Что ты рисуешь?» Девочка ответила:
«Бога».
«Но никто не знает,  как выглядит Бог?!», - сказала учительница.
«Как только я закончу рисунок - узнают,» - ответила ученица. Эта девочка не боялась принимать оригинальные решения, ее уверенность в собственных творческих способностях еще никто не пошатнул. Дети, если их не ограничивать, не боятся пробовать и делать ошибки. До тех пор, пока их не запугают в школе. Учительница не сказала: «Откуда такая самоуверенность?» а с интересом подождала пока девочка закончит рисунок, и поощрительно отозвалась о портрете бога в ее интерпретации.
 В нормальной школе (заметьте, я не говорю в исключительной или прогрессивной, просто в нормальной) так и должно быть. Ребенок творит, учитель поощряет. К сожалению, во многих, если не в большинстве школ процесс обучения построен так, что дети перестают творить.
 В сегодняшней системе образования самое страшное - это сделать ошибку. Но если не делать ошибок – невозможно творить; если человек не готов ошибаться, он никогда не создаст ничего уникального. Мыслящие люди всегда знали, как важно ошибаться. Один из основателей Соединенных Штатов Америки Бенджамин Франклин еще в 18-м веке говорил: «Я не провалил тест, просто нашел 100 способов ошибиться». Однако пока, за редким исключением, мы учим детей не ошибаться, то есть тому, как утратить способность к творчеству.
Сегодня в школах во всех странах существует единая иерархия предметов: сверху – математика и точные науки, ниже - языки и гуманитарные предметы, в самом низу – художественные дисциплины. А в рамках художественных дисциплин тоже своя иерархия: живопись и музыка – выше, актерское искусство и танец – ниже. Учителя не танцуют каждый день перед учениками, а математику преподают. Почему? У нас у всех есть тела, а при этом образование сосредоточено на том, чтобы развивать только голову учеников, причем односторонне, слева. Один из ведущих теоретиков образования Кен Робинсон пошутил, что если бы инопланетянин прилетел на Землю, он бы подумал, что система образования направлена на подготовку университетских профессоров. Конечно, нет ничего плохого в университетских профессорах. Я сама когда-то преподавала в университете. Но у университетских профессоров, за редким исключением, есть общая особенность – они живут головой, и рассматривают свое тело как способ транспортировки головы. Тело носит голову на совещания. Если вы когда-нибудь были на дискотеке по окончании научной конференции, вы наверняка видели как мужчины и женщины средних лет совершают странные движения, не под музыку. Они давно утратили контакт с собственным телом. И с правым полушарием тоже.

https://snob.ru/profile/29980/blog/102448

Ирина Шумович
School Placement Service
www.schoolplacementservice.co.uk

Комментариев нет:

Отправить комментарий