четверг, 10 марта 2016 г.

Тест по оценке знаний учащихся PISA: новые типы задач

Психолог Александр Поддьяков о познавательных стратегиях, оценке креативности и трудностях в процедуре тестирования

05.10.2015
American students in a computer fundamentals class taking a computer-based test (via Wikipedia)
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment, PISA) – масштабный проект массового тестирования, реализуемый Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Он нацелен на оценку разных видов грамотности: читательской, математической, естественнонаучной, компьютерной. Тестирование проводится раз в 3 года и охватывает десятки тысяч 15-летних школьников из десятков стран, в том числе выборку из России. По результатам выполнения заданий PISA выстраивается один из важных международных рейтингов в области образования.
PISA – не единственное международное массовое испытание в образовании. Раз в 4 года проводится международное тестирование четвероклассников и восьмиклассников по программе TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study), имеющее свою специфику. Страны, считающие себя аутсайдерами в этой тестовой гонке или даже просто оцененными ниже, чем предполагалось, анализируют причины этого. Отношение к рейтингам настолько серьезное, что в ряде стран они послужили толчком к серьезным реформам школьного образования. Оценки этой «пизафикации» образования очень разнятся. В чем особенности заданий PISA, прежде всего, последних лет?
В целом, тестовые задания – не сверхсложные, но требуют не просто знания школьного материала, а умения догадываться, понимать, какие знания (возможно, из разных областей) нужно применить в той или иной ситуации. Оказывается, что для многих школьников это достаточно трудное дело.

Интерактивные задачи PISA

В 2012 г. участникам PISA впервые в истории массового тестирования были предложен особый тип задач – интерактивные. (Они использовались и раньше, но в международном масштабе – впервые.) Их главная особенность – то, что они требуют от школьника самостоятельного исследования новой сложной системы с заранее неизвестными свойствами. Причем это исследование он ведет не чистым отвлеченно-аналитическим путем, а путем непосредственного практического взаимодействия с системой – выдвигая гипотезы и тут же экспериментально проверяя их и пытаясь управлять объектом.
Эти интерактивные задачи разработчики PISA противопоставляют задачам другого типа – аналитическим. В аналитических задачах вся необходимая для решения информация изначально заложена в условиях (таково, например, абсолютное большинство школьных математических задач, заданий тестов интеллекта и т.п.). А в интерактивных задачах, как и в реальной деятельности, поиск и приобретение новой информации из среды – важнейшая составная часть.
Простой эмпирический критерий различения аналитических и интерактивных задач – может ли задача быть решена в уме непосредственно после прочтения условий (может ли человек сразу после знакомства с условиями решить ее, так сказать, прикрыв глаза и заложив руки за спину, чтобы ничто не отвлекало). Если да, то это аналитическая задача. Если же для решения необходим поиск заранее неизвестной информации в ходе обследования объекта и экспериментирования с ним (необходимы руки для манипуляций с объектом и глаза для наблюдения за происходящим), то это интерактивная задача.
Во всех интерактивных заданиях PISA используется общий методический принцип: разработчики предлагают школьнику специально созданный виртуальный объект или систему. Оценивается, в какой мере подростки использовали при ее исследовании определенные познавательные стратегии (например, те или иные стратегии многофакторного экспериментирования), что поняли в ней, могут ли ею управлять и т.д.
Пример задания PISA на наблюдение и умозаключение: пронаблюдав за движением по комнате виртуального робота-пылесоса, надо установить, по какому правилу он взаимодействует с находящимися там разными предметами, и затем предсказать его поведение в определенной ситуации.
Programme for International Student Assessment 2012
Интерактивное задание теста PISA 2012-го года: робот-пылесос
Пример задания PISA на экспериментирование: на основе обследования MP3-плеера, к которому нет инструкции (но по его кнопкам можно самому кликать мышкой, наблюдая реакции), надо понять, как он работает, и затем: перевести его в определенный режим за минимальное число кликов; изобрести такой способ управления плеером, чтобы можно было обходиться двумя кнопками вместо имеющихся трех, и т.д.
Programme for International Student Assessment 2012
Интерактивное задание теста PISA 2012-го года: MP3-плеер

Статья в полном объеме находится на http://postnauka.ru/longreads/53548

Комментариев нет:

Отправить комментарий