вторник, 12 января 2016 г.

Психология познавательных процессов

15 лекций психолога Марии Фаликман о процессе мышления, феноменах восприятия, памяти, внимания и воображения

В этом курсе мы попробуем сделать невозможное: поговорить обо всех познавательных процессах человека, каждый из которых достоин своего собственного курса. Мы обсудим эти процессы, сгруппировав их в два класса вслед за Л.М. Веккером: с одной стороны, собственно когнитивные процессы, которые дают нам представление о мире, — ощущение, восприятие и мышление; с другой стороны, процессы «сквозные», пронизывающие наше познание и задающие ось психологического времени, — память, внимание и воображение.
Одна из проблем психологии как науки в том, что она оперирует теми же словами, что и обыденный язык. Каждый из нас по своему опыту знает, что такое память, что такое внимание, что такое ощущение, но в своей повседневной жизни мы пользуемся этими словами не всегда в том смысле, в котором их используют ученые-психологи, вынужденные четко очерчивать и определять область своих исследований, обеспечивая возможность накопления и передачи знаний.
Поэтому мы будем начинать с определений. Следующий, линнеевский шаг любой науки — систематизация явлений. Мы обсудим основания для классификации отдельных познавательных процессов и немного поговорим о том, что известно об их разновидностях, а где-то сумеем побеседовать об экспериментальных исследованиях, позволивших психологам приблизиться к пониманию ошибок памяти, ограничений внимания, иллюзий восприятия и условий решения творческих задач.
В этом вводном курсе почти не будет теорий и объяснительных моделей. Кроме того, мы не будем говорить о процессе использования языка — речи, которая регулирует человеческое познание (Л.М. Веккер включает ее в число «сквозных» процессов) и особенно неразрывно связана с мышлением, — даже краткому введению в проблему речевого мышления и исследования понятий пришлось бы посвятить отдельную лекцию. Но общее представление о многообразии познавательных процессов человека слушатели непременно получат.
1

Познавательные процессы человека

Психолог Мария Фаликман о единой теории психических процессов, проблеме квалиа и психологическом времени
По сути, у нас есть две оси для организации всех познавательных процессов человека. С одной стороны, это ось конкретности или абстрактности отражения окружающего мира. Ощущение и восприятие дают нам конкретные сведения. Мышление позволяет извлекать абстрактное, категоризировать предметы, формировать понятия, обобщать. И с другой стороны, это ось психологического времени, вдоль которой будут организованы память, внимание и воображение. И очевидно, что все эти процессы так или иначе друг с другом взаимодействуют. То есть трудно изучать память без внимания, трудно изучать внимание без анализа восприятия, мышление без памяти. Поэтому современная когнитивная психология стремится к анализу не только конкретных процессов, но и представлений о том, как устроено познание вообще, то есть как может выглядеть наша когнитивная архитектура, дающая нам знание о мире.

2

Когнитивная революция в психологии

Психолог Мария Фаликман о приоритете бихевиоризма в начале XX века, искусственном интеллекте и когнитивном шестиугольнике
Когнитивная революция — это ряд событий, которые относят к середине XX века, когда в науке резко возник всплеск интереса к познавательным процессам человека, к их особенностям. На самом деле этот всплеск затронул не только психологию, но и целый круг смежных наук. Поэтому возникновение когнитивной психологии, когнитивной науки как области междисциплинарных исследований, включающих и лингвистику, и нейронауку — науку о мозге, и компьютерные науки — искусственный интеллект, и антропологию, анализирующую познавательные универсалии и особенности познания в разных культурах, и философию сознания, — вот все это начинает интересовать исследователей в 50-е годы XX века.

3

Классификации ощущений и рецепторов

Психолог Мария Фаликман о видах чувствительности, их функциях и различных подходах к изучению ощущений
Когда психология стала появляться как наука, ощущения, по сути дела, стали первым объектом исследования в ней, потому что психологи взялись изучать сознание и первым делом решили, что им нужно понять, из чего сознание состоит, то есть разложить его на клеточки или мельчайшие элементы. И в качестве таких элементов для первого научного психолога Вильгельма Вундта и выступили как раз ощущения, которые он обогатил простейшими эмоциональными переживаниями или чувствованиями.

4

Основные феномены восприятия

Психолог Мария Фаликман о подходах к изучению восприятия реальности, зрительных иллюзиях и дефиниции понятия «восприятие» в психологии
Восприятие в психологии определяют как активный процесс построения чувственного образа в результате воздействия на органы чувств энергии, излучаемой или отражаемой объектами внешнего мира. В этом определении важно все, потому что на самом деле образы у нас могут возникать и без всяких воздействий, они не будут образами восприятия. Например, образы памяти или образы воображения, которые мы столь же активно строим, но которые могут не предполагать внешних воздействий, или образы сновидений, даже образы галлюцинаций, которые мы считаем абсолютно реальными, но вместе с тем в окружающем мире им ничего не соответствует.

5

Механизмы восприятия

Психолог Мария Фаликман об исследованиях гештальтпсихологов, восприятии третьего измерения и упорядочении предметов в пространстве
В знаменитом эксперименте с игральными картами людям показывали три карты разного размера на одном и том же расстоянии. Естественно, никто бы не подумал, что психологи дурят, поэтому давали оценки расстояния до этих карт, пропорциональные изменению в размере: чем больше была карта, тем ближе она казалась. Естественно, здесь играет определенную роль и наше знание о мире, наш опыт, согласно которому все игральные карты всегда одного размера. И, собственно говоря, именно опыт оказывается главным в тех иллюзиях восприятия, которые носят название предметных, которые стоят за восприятием нами определенных объектов в окружающем мире.

6

Виды мышления

Психолог Мария Фаликман об особом подходе к исследованию мышления в психологии, различиях между теоретическим и практическим мышлением и имеющихся классификациях
Мышление человека в высшей степени многообразно, мы можем выделить некоторые основания для классификации видов мышления. Самое распространенное основание — это форма, в которой задача представлена, и способ преобразования материала, то есть задача может быть либо дана наглядно, непосредственно перед нами, либо описана словами или вербально, а преобразовывать материал мы можем либо непосредственно нашими действиями, либо в плане образов, мысленно трансформируя то, что мы видим, либо с помощью логических операций

7

Мышление как решение задач

Психолог Мария Фаликман о Вюрцбургской школе, явлении инсайта и подходах к решению задач
Что такое инсайт по своей объективной структуре? Именно на этот вопрос пытался ответить Карл Дункер, используя так называемые малые творческие задачи, которые, как правило, имели некоторый практический выход. Типичная задача Дункера: металлический шарик падает на металлическую же поверхность и мгновенно отскакивает. Как доказать, что в момент соприкосновения с поверхностью шарик деформируется? Дункер дает такие задачи своим испытуемым и ведет с ними диалог. Испытуемые задают уточняющие вопросы, потому что условия всегда немного недоопределенные, а экспериментатор записывает, о чем человек спрашивает, что он предлагает, и строит родословное дерево решения задачи.

8

Исследования мышления в когнитивной психологии

Психолог Мария Фаликман о специфике человеческого мышления, способах решения силлогизмов и исследованиях Амоса Тверски и Даниэля Канемана
Изучение мышления в когнитивной психологии началось в логике информационного подхода: по сути дела, мышление, как и другие процессы, трактовалось как процесс переработки информации, ее преобразования в ходе решения задач. И самые первые исследования были связаны с первыми же попытками построения модели искусственного интеллекта. Занимались ими Герберт Саймон и Аллен Ньюэлл, заявившие, собственно говоря, в 1956 году о первой модели мышления, которая доказывала теорему из области формальной логики под названием «Логик-теоретик».

9

Процессы и виды памяти

Психолог Мария Фаликман о месте памяти в системе психических процессов, ее возможных целях и подсистемах
Память — явление очень многообразное, можно выделить множество ее видов, но для этого тоже нужны определенные основания для классификации. Самое напрашивающееся основание для выделения видов памяти — это тот материал, который мы запоминаем. И по материалу, вслед за отечественным психологом Павлом Петровичем Блонским (хотя и на Западе аналогичные классификации тоже были), можно выделить память моторную, или двигательную, связанную с сохранением и извлечением определенных последовательностей движений, обычно в форме навыков; память эмоциональную, или аффективную, связанную с сохранением эмоциональных переживаний, связанных с тем или иным воздействием; память образную, связанную, соответственно, с запоминанием и хранением разномодальных образов, необязательно зрительных, возможно слуховых или обонятельных; и наконец, память вербальную, или словесную, или память-рассказ, связанную с хранением информации в форме рассказов, выражаемых в словах.

10

Классические исследования организации памяти

Психолог Мария Фаликман об экспериментах Эббингауза и Бартлетта, ассоциативных закономерностях памяти и ее схематичной организации
Понятие схемы Бартлетт предположил в качестве основного механизма организации нашей памяти. Определив ее как такой пакет знаний или активную форму организации прошлых впечатлений и прошлого опыта, на основе которого мы можем эффективно запечатлевать и эффективно использовать те или иные приобретенные знания в жизни. Кроме того, он обнаружил, что помимо этой схематической организации, которая определяет и трактовку впечатлений и их воспроизведение, на память естественно влияет наша мотивация.

11

Модели памяти в когнитивной психологии

Психолог Мария Фаликман о системах памяти, принципах хранения информации и причинах забывания
Психологи начали различать в системе памяти две подсистемы: память кратковременную и память долговременную. Первая такая двухкомпонентная модель памяти была предложена Дональдом Норманом и Нэнси Во в 1965 году. Они предположили, что кратковременная память, имея очень небольшой объем и время хранения, требует для поддержания в ней информации постоянного повторения этой информации. И процесс повторения обеспечивает постоянное ее сохранение в системе долговременной памяти, из которой информация уже гипотетически никогда не исчезает.

12

Виды и свойства внимания

Психолог Мария Фаликман о подходах к определению внимания, состоянии потока и психологическом измерении внимания
Если мы посмотрим на внимание как на состояние, то мы можем увидеть, что оно обладает свойством направленности, то есть оно всегда на что-то направлено, оно обладает определенным объемом, то есть количеством, элементом опыта, который мы можем удерживать в фокусе внимания одновременно. Например, сколько информации мы можем схватить, если она появилась слишком кратко? Или сколько объектов мы можем отслеживать, если нам нужно наблюдать сразу за несколькими? Например, за несколькими детьми на детской площадке среди множества других детей.

13

Метафоры и модели внимания в когнитивной психологии

Психолог Мария Фаликман об ограничениях внимания, модели фильтра и факторах распределения ресурсов внимания
Исследования внимания как направленности и сосредоточенности нашей психической активности в когнитивной психологии начались, как и все другие исследования, в контексте технической метафоры человеческого познания, в контексте метафоры переработки информации компьютером или передачи информации радиоприемником. А что мы можем сказать про любое техническое устройство? Оно ограниченно, оно имеет какие-то центральные ограничения на переработку информации. И исследователи предположили, что именно в силу этих ограничений и возникают те ошибки в нашем познании, которые мы списываем на недостаточную внимательность.

14

Зрительное внимание

Психолог Мария Фаликман о функции отбора, прожекторе внимания и теории интеграции признаков
Ведущая теория зрительного внимания, появившаяся в 80-е годы и торжествующая по сей день, хотя ее многократно опровергали, предложенная Энн Трейсман – теория интеграции признаков – заключается в том, что функция внимания как луча прожектора, состоит в том, чтобы связать признаки зрительных объектов, которые находятся в определенном месте. В тех участках коры головного мозга, которые обрабатывают признаки, такие как цвет, наклон и так далее, информация организована так же как на сетчатке, то есть по пространственному принципу.

15

Виды воображения

Психолог Мария Фаликман о функции творческого воображения, способах решения задач и проблеме мотивации
Воображение — последний из трех сквозных психических процессов, образующих ось нашего психологического времени. И если память связывает нас с прошлым, внимание — с настоящим, то воображение, по сути дела, — с будущим или возможным. Поэтому определить его можно вслед за отечественным исследователем воображения Валерием Викторовичем Петуховым, примерно следующим образом: воображение — это построение новых, прежде не существовавших образов объективной реальности, которые необходимы нам для организации будущего поведения и будущей деятельности в неопределенных ситуациях.

16

5 книг о когнитивной психологии

Что читать о работе человеческой памяти и зрительном восприятии, рекомендует кандидат психологических наук Мария Фаликман

Комментариев нет:

Отправить комментарий