Одна из важнейших задач учителя в начале
учебного года – наладить общение с учениками. Каждый год к педагогам
приходят новые классы, или новые учащиеся, а порой и хорошо знакомых
учеников трудно узнать после летних каникул. К счастью, опыт и
проверенные коммуникативные методики помогают быстрее установить контакт
и индивидуализировать учебный процесс.
В этой статье мы хотим поделиться с Вами одной из таких методик. Предлагаем Вашему вниманию 5 советов от Марка Андерсона
– автора книги для учителей «Первые шесть недель» и консультанта в
области общего среднего образования с 20-летним стажем, а также
комментарии Ольги Николаевны Богаенко – психолога-методиста, эксперта компании «Мобильное Электронное Образование».
1. Запомните имена
Разве может быть что-то более важное в
начале общения? Задайтесь целью запомнить имена всех учеников на первых
же уроках. Чтобы облегчить себе задачу и добавить в общение элемент
игры, предложите учащимся сделать бейджи, сыграйте в «снежный ком»
(простая игра для первого знакомства на запоминание имен) и, конечно,
чаще обращайтесь к ним по имени. И домашнее задание у всех проверите, и
имена запомните.
Упражнение «Снежный ком» относится к
типу психологических тренингов«Ледокол». Основная цель этих тренингов –
снять напряжение, раскрепостить участников и познакомить их друг с
другом. Предлагаю немного усложнить и разнообразить упражнение «Снежный
ком»: пусть дети называют свои имена вместе с прилагательными,
начинающимися с той же буквы, что и имя. Например: «Я Ульяна – умная»,
«Я Вася – веселый». Это поможет Вам не только запомнить имя ребенка, но и
узнать что-то о его характере».
2. Делитесь мечтами и целями
Каких целей Вы и Ваши учащиеся хотите
достигнуть к концу учебного года? О чем вы мечтаете? Предложите детям
составить список своих целей в учебе и в личностном развитии. Можно
будет опубликовать их онлайн, на сайте школы или в социальной сети, или
сделать яркий коллаж из разноцветных стикеров с целями учеников. А в
конце года не забудьте сверить результаты!
«Продвинутый» вариант для учеников
постарше – сделать презентацию о себе по заготовленному учителем
плану-опроснику. В презентации ученики могут использовать любые
картинки, аудио- и видеофайлы, чтобы рассказать о себе, своих мечтах,
увлечениях, наглядно показать, как они видят себя. Этот формат дает
колоссальные возможности для творчества, а также развивает
коммуникативные навыки и навыки самопрезентации».
3. Познакомьтесь с родителями
Чем больше мы знаем о семьях наших
учеников, тем лучше мы понимаем детей. И тем эффективнее работает
трехсторонний образовательный процесс «ученик – учитель – родитель».
Даже если Вы не классный руководитель, обзвоните родителей своих
учеников, пригласите их в школу или посетите родительские собрания в
классах, где преподаете. Расскажите об учебных планах, об
индивидуализированном подходе к учащимся. В свою очередь также спросите у
родителей, каковы особенности восприятия у их детей, что им может быть
интересно, а что, наоборот, наводит скуку.
Если Вы последовали предыдущему совету и
сделали коллаж с целями учеников, предложите родителям принять участие и
поделиться своими мечтами на ближайший год. Результаты этой
коммуникативной игры Вас приятно удивят, проверено на практике!
4. Узнайте об увлечениях Ваших учащихся
Предложите детям принести на урок их
любимые игрушки или какие-то предметы, относящиеся к их увлечениям
(например, танцевальные туфли или велошлем). Пусть каждый ученик
расскажет о своем хобби и продемонстрирует интересные «артефакты». На
уроке литературы это может стать настоящим источником вдохновения для
сочинения о своем хобби, а для классного руководителя или школьного
психолога это отличный способ узнать больше об учащихся и
индивидуализировать формы подачи учебного материала.
5. Проверьте себя!
- Создайте в Excel или аналогичной программе 3-колоночную таблицу.
- В первой колонке запишите имена учеников в том порядке, в котором Вы их запомнили. Чье имя Вы выучили с легкостью, а над чьим пришлось поработать?
- Во второй колонке, напротив каждого имени, напишите один или несколько примечательных фактов об ученике. (Маше нравятся лошади. Петя занимается дзюдо. Марина живет с бабушкой.)
- В третьей колонке поставьте галочку, если Вы обсуждали или упоминали эти факты при общении с учеником. Во время заполнения второй и третьей колонки может остаться несколько пустых строчек – наверняка напротив тех учеников, которых Вы с трудом запомнили. Поставьте себе цель в течение ближайшей недели заполнить пробелы.
Эта простая табличка поможет Вам понять, насколько хорошо Вы знаете своих учащихся, и знают ли они, что Вы в курсе их дел!
Разумеется,
мы перечислили не все возможные способы знакомства с учениками и
улучшения коммуникации с ними. Возможно, у Вас есть свое ноу-хау?
Давайте делиться опытом в комментариях!
Удачного Вам учебного года!
Комментариев нет:
Отправить комментарий