Екатерина Толкачева
Какими качествами должен обладать
учитель? Этот вопрос открывает перед нами бездну других: какой учитель?
Для чего и кому должен? Качествами личными или профессиональными, и
какие из них важнее? Например, можно ли педагогу вменять в обязанность
любовь к детям, или достаточно, чтобы он обращался с ними уважительно и
хорошо учил своему предмету? Должен ли учитель быть коммуникабельным
заводилой? Какой учитель лучше — добрый или строгий? Какой будет более
успешен — бунтарь или конформист?
Мы можем бесконечно рассуждать, спорить и
доказывать. Всё потому, что нет никакого «сферического учителя в
вакууме». Каждый педагог существует в конкретной социальной,
экономической, культурной ситуации, где перед ним стоят определённые
цели и нужны те или иные качества для их успешного достижения.
Респонденты самостоятельно называли или записывали качества и объясняли, что имеют в виду. Ответы были систематизированы в сводных таблицах.
80% опрошенных — за непредвзятое отношение со
стороны учителя и индивидуальный подход («каждый хочет, чтобы его
оценивали по справедливости и помогали достичь лучших результатов»).
В анкетах родителей появился пункт, который ученики никак для себя не выделяли: неравнодушие.
Но главное — именно опрос педагогов, по признанию Гоар, оказался для неё самой интересной частью исследования.
Качества учителя: профстандарт и реальность
Небольшое ученическое исследование как пример разговора на обширную тему.
Время чтения: 6 минут
Ещё по этой теме
Хороший учитель — это почти как хороший бизнесмен
А
если не спорить, а спросить окружающих: какие качества учителя считают
важными именно они? Такой разговор поможет одним участникам образования
по-новому посмотреть на других.
Ещё раз убедиться в этом нам
позволило небольшое исследование, предпринятое в 2015 году
одиннадцатиклассницей Гоар Саркисян. Гоар провела его среди
старшеклассников, их родителей и учителей Щёлковской гимназии (город
Щёлково, Московская область), в которой училась сама. Целью исследования
было сопоставление «требований государства, отражённых в
профессиональном стандарте педагога, и потребностей общества для
выявления приоритетных качеств учителя».
Существует документ, который определяет перечень профессиональных и личностных требований к учителю на территории РФ — это профессиональный стандарт педагога,
вступивший в силу с 1 января 2015 года. На основе этих требований можно
выделить те качества, которые хотело бы видеть в учителе государство.
Всегда интересно сопоставить официальные ожидания с реальной жизнью. Это и решила сделать Гоар Саркисян.В опросе приняли участие более сотни учащихся старших классов, 40 родителей и 25 учителей гимназии — педагогов начальной школы, среднего и старшего звена. Всем респондентам предлагалось в свободной форме ответить на вопрос: «Какими качествами должен обладать идеальный учитель?»Идея исследования пришла из наблюдения за учениками и учителями разных школ. В то время я уже решила сама стать учителем и стремилась узнать о профессии больше. Видя, что порой даже самые талантливые и любознательные дети теряют интерес к учёбе, я решила отыскать корень проблемы и, как будущий педагог, смоделировать образ идеального учителя. Образ такого учителя, который поможет ученикам стать лучше.
Респонденты самостоятельно называли или записывали качества и объясняли, что имеют в виду. Ответы были систематизированы в сводных таблицах.
Идеальный учитель с точки зрения учеников
100% учеников, принимавших участие в опросе, считают, что идеальный учитель должен быть строгим и терпеливым. Также все ученики-респонденты оказались едины в том, что учитель должен уметь заинтересовать материалом.Читайте также
«Твои лекции должны быть для тёти Шуры!»
Учащиеся
объясняли слово «справедливость» как оценивание на основании знаний, а
не национальности, внешнего вида и так далее. Приблизительно теми же
словами описывается в ответах других респондентов толерантность.
Источник: husain-off.ru
Идеальный учитель с точки зрения родителей
Для всех опрошенных родителей идеальный учитель — тот, кто отлично знает свой предмет. Как отдельное качество 100% родителей обозначили «любовь к своей профессии и детям».Читайте также
Хочется читать нотации? Вспомните о Матиуше
Неравнодушие
объяснялось родителями как участливое отношение к ученикам.
Неравнодушный учитель, во-первых, всегда убеждается в том, что дети
усвоили материал, во-вторых, оказывает эмоциональную поддержку, когда
это необходимо.
Источник: husain-off.ru
Идеальный учитель с точки зрения… учителей
А вот учителя, похоже, уверены, что терпенье и труд всё перетрут. 100% опрошенных педагогов всех ступеней — за отличное знание предмета и терпеливость.
Источник: husain-off.ru
Все ответы своих респондентов Гоар сопоставила с требованиями профстандарта. Результат оказался непротиворечивым. Разве что, конечно же, никакой стандарт не может требовать от педагога чувства юмора, неравнодушия, любви к детям и терпеливости. А вот люди в своих нестандартных, живых человеческих отношениях вправе друг от друга этого ожидать.Поговорив с учителями, узнав об их чувствах, я увидела их с новой стороны. Больше всех меня поразили учителя, которые вместо «правильных», подходящих к ситуации слов, честно и откровенно заговорили обо всех сложностях этой профессии. Оказалось, что в учительской практике случается множество ситуаций, в которых неопытный человек просто растеряется. И всё, что может сделать из человека хорошего учителя — это неравнодушие. «Если в тебе есть стремление сделать мир лучше, тогда это для тебя», – так сказал мне учитель информатики о профессии педагога.
Источник: husain-off.ru
А мы предлагаем продолжить разговор на заданную тему. Какие качества учителя ценятся в вашей среде? Какие оказываются необходимыми именно вам?Принципиально нового ответа моё исследование не дало, однако оно показало мне, насколько важны для этой профессии личные качества: именно о личных, а не профессиональных качествах говорили мои респонденты.
Сейчас я учусь на педагога, специальностью выбрала иностранный язык. Какие качества учителя я выделяю теперь? Идеальный учитель — это не шаблонная модель. Это интересный, харизматичный, образованный человек, заряженный творческой энергией, который воспитывает таких же активных, неравнодушных и думающих детей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий