Люся Ширшова
Принципы инновационной педагогики—2015
Открытый университет представил десять педагогических принципов и практик, о которых все только и говорили в 2015 году.
Открытый университет
занимается непростой аналитической работой: исследует эффективность
существующих педагогических практик и выявляет самые действенные. Для
этого функционирует целый департамент — Институт образовательных
технологий — в сотрудничестве с Центром технологий обучения в SRI
International.
Последний отчёт Открытого университета представляет собой выборку из десяти перспективных практик, имеющих наибольшую ценность в текущих условиях информационной эпохи. Вот эти практики, расположенные по степени их масштабируемости, иными словами, приблизительно так, в какой последовательности эти практики будут распространяться в глобальном пространстве. О каждом из этих принципов мы писали в течение года, поэтому и приукрасили их тематическими ссылками.
Обучение
в неформальной обстановке — верный путь к образованию крепкой связи
между теорией и практикой. Причём связь эта двусторонняя: знания,
полученные в школе или вузе, укрепляются в процессе применения в
реальной жизни; а повседневная жизнь обогащается знаниями, полученными в
ходе обучения. Как это работает? Учитель задаёт вопрос или ставит
проблему перед учениками, а ученикам остаётся исследовать эту задачу в
полевых условиях, собрать свою доказательную базу в ходе практики, а
затем представить своё решение перед коллективом.
Читайте ещё: об обучении вне стен классной комнаты, о том, как водить детей в музеи, и о том, как организовать образовательную площадку под открытым небом.
Научное
знание строится на искусстве полемики, дискуссии и аргументированной
точке зрения. Поиск аргументов в ходе дискуссии помогает всем участникам
посмотреть на проблему с разных углов зрения, доработать свою идею и
прийти к совместным выводам. Как это работает? Учитель запускает
обсуждение с помощью открытых вопросов, требующих развёрнутых
объяснений, а ученикам остаётся оттачивать своё умение высказываться по
очереди, активно слушать и давать конструктивные комментарии.
Читайте ещё: о том, что даёт нам философия, о том, как задавать вопросы, и о том, как научить мыслить.
Знание
часто приходит незапланированно: например, когда мы просто пролистываем
новостную ленту или читаем книгу, на первый взгляд, совсем не
относящуюся к предмету изучения. Идеи и связи возникают случайно, не
контролируются наставником, не подчиняются графику и расписанию. Тем не
менее, это крайне важная часть самообразования, повышающая уровень
мотивации и умение строить межпредметные связи.
Читайте ещё: о том, как использовать новостные агрегаторы, о том, как правильно гуглить, и о том, как вести записи.
Контекст помогает актуализировать прежний опыт. Интерпретируя информацию в контексте уже имеющихся знаний, соотнося её с предыдущим опытом, мы углубляемся в её суть и встраиваем её в сложившуюся структуру знаний. В классе контекст ограничен и во времени, и в пространстве. Вне класса контекстом является практически всё окружение и практически любая деятельность. Мы сами создаём контекст, взаимодействуя с окружением, разговаривая с другими людьми, делая собственные записи и наблюдая за действительностью.
Читайте ещё: о Пушкинской кругосветке и дополненной реальности, об оживлённых страницах «Войны и мира» и о небывалой силе перевода.
Алгоритмическое
(вычислительное, компьютерное) мышление — мощное оружие для решения
прикладных задач. Алгоритмическое мышление отличается свойством
разбивать сложные задачи на мелкие подзадачи (декомпозиция), сравнивать с
задачами, решёнными ранее (распознавание паттернов), отбрасывать
несущественные детали (абстрагирование), определять и прорабатывать шаги
для достижения результата (алгоритмизация), а также совершенствовать
эти этапы (отладка). Подобные навыки ценны во многих сферах жизни — от
написания рецепта блюда и планирования отпуска до управления научным
коллективом, ищущим лекарство от эболы. Алгоритмическое мышление учит
структурировать проблему, и формируется оно вовсе не только на уроках
информатики и программирования, но и при обучении математике, физике и
даже рисованию.
Читайте ещё: о том, как компьютер изменил нас и наших детей, как язык программирования Scratch делает любой урок веселее, и как яркая видеоигра может улучшить математическое мышление.
Работа
с реальными научно-исследовательскими инструментами вроде удалённых
экспериментов в лабораториях или удалённого управления телескопом
помогает выработать навыки научной постановки вопросов, улучшить
понимание концепций и, конечно, повысить уровень мотивации. В наше время
удалённый доступ к специализированному оборудованию, предназначенному
для учёных и студентов, всё чаще предоставляется и школьным учителям, и
школьникам. Удалённая лаборатория обычно включает в себя само
оборудование, роботизированную руку для совершения операций и веб-камеру
для получения обратного отклика и слежения за ходом операций.
Читайте ещё: о космическом симуляторе Orbiter и мини-спутнике Ardusat.
Через
собственное тело мы познаём принципы взаимодействия с окружающим миром.
При освоении какого-либо вида спорта каждое движение тела является
частью процесса обучения. В физическом действии тело и мозг работают
вместе; мы получаем отклик от каждого своего движения, и это мотивирует
нас на дальнейшее познание. Современные носимые гаджеты могут
распространить этот ценный опыт и дальше: сбор физиологических данных,
гироскопы и датчики движения могут подтолкнуть к установлению связей с
точными науками.
Читайте ещё: о школе, где не сидят за партами и немного о дизайне учебной среды.
Все ученики обладают индивидуальными особенностями, а учебные материалы, как правило, одинаковы для всех. Это и рождает одну из основных проблем обучения: каждый ученик взаимодействует с материалом по-своему: один скучает, второй не успевает, и только единицам удаётся найти свой оптимальный путь. Адаптивное обучение должно стать решением такой проблемы. Использование данных о прежнем опыте обучения каждого пользователя позволит создать персональный учебный маршрут для каждого. Системы персонализированного обучения рекомендуют, когда стоит приступить к изучению нового материала и когда нужно повторить пройденный, и дают возможность отследить собственный прогресс.
Читайте ещё: о персонализации от бога персонализации, о том, что делает Цукерберг с образованием, а также развейте свои заблуждения об адаптивном обучении.
Алгоритмы
слежения за движениями глаз и распознавания лиц могут анализировать
процесс обучения и соответствующим образом реагировать на текущее
эмоциональное и когнитивное состояние ученика. По поведению пользователя
можно определить, вызывает ли у него затруднения вопрос, отвлекается ли
он, расположен ли он к обучению. Так алгоритмы могут стать
компьютеризированным наставником, который поможет учителю
соответствующим образом подстроить учебную программу под каждого
пользователя.
Читайте ещё: о больших данных как экзоскелете для учителя.
Автоматический
и постоянный сбор данных о поведении учащихся поможет проводить фоновую
незаметную оценку процесса обучения каждого ученика. Эта техника
используется в популярных RPG, когда система, собирающая данные о
действиях пользователя, в соответствии с ними корректирует дальнейшую
программу достижения игровых целей. Эту идею с успехом можно применять в
образовании. Помимо того, что такая невидимая оценка может дать
информацию о навыках, не поддающихся прямому тестированию (скажем,
стратегическое мышление или творческие способности), она позволяет
избежать необходимости прерывать учебный процесс и писать контрольную.
Здесь возникает масса этических вопросов касательно такого масштабного
сбора данных о буквально каждом действии пользователя, поэтому,
конечно, подобные системы будут применяться массово далеко не скоро.
Читайте ещё: о персональных данных в образовании и вообще о панике вокруг сбора данных.
Полный отчёт Открытого университета можно прочитать по ссылке, там приведено множество иллюстраций и примеров из реальной жизни, а также дополнительных ссылок по теме.
Последний отчёт Открытого университета представляет собой выборку из десяти перспективных практик, имеющих наибольшую ценность в текущих условиях информационной эпохи. Вот эти практики, расположенные по степени их масштабируемости, иными словами, приблизительно так, в какой последовательности эти практики будут распространяться в глобальном пространстве. О каждом из этих принципов мы писали в течение года, поэтому и приукрасили их тематическими ссылками.
1. Обучение в повседневной деятельности
Источник: ebay.com
2. Обучение через полемику
Источник: Википедия
3. Стихийное обучение
Источник: Википедия
4. Контекстуальное обучение
Контекст помогает актуализировать прежний опыт. Интерпретируя информацию в контексте уже имеющихся знаний, соотнося её с предыдущим опытом, мы углубляемся в её суть и встраиваем её в сложившуюся структуру знаний. В классе контекст ограничен и во времени, и в пространстве. Вне класса контекстом является практически всё окружение и практически любая деятельность. Мы сами создаём контекст, взаимодействуя с окружением, разговаривая с другими людьми, делая собственные записи и наблюдая за действительностью.
5. Алгоритмическое мышление
Источник: cyberneticzoo.com
6. Обучение в дистанционных лабораториях
Источник: ardusat.com
7. Обучение через физическую культуру
Источник: sinembargo.mx
8. Адаптивное обучение
Все ученики обладают индивидуальными особенностями, а учебные материалы, как правило, одинаковы для всех. Это и рождает одну из основных проблем обучения: каждый ученик взаимодействует с материалом по-своему: один скучает, второй не успевает, и только единицам удаётся найти свой оптимальный путь. Адаптивное обучение должно стать решением такой проблемы. Использование данных о прежнем опыте обучения каждого пользователя позволит создать персональный учебный маршрут для каждого. Системы персонализированного обучения рекомендуют, когда стоит приступить к изучению нового материала и когда нужно повторить пройденный, и дают возможность отследить собственный прогресс.
9. Отслеживание эмоционального состояния
Источник: Википедия
10. «Невидимая» оценка
Источник: flickr
Полный отчёт Открытого университета можно прочитать по ссылке, там приведено множество иллюстраций и примеров из реальной жизни, а также дополнительных ссылок по теме.
Комментариев нет:
Отправить комментарий