вторник, 29 декабря 2015 г.

Как реализовать потребности учащихся с помощью электронного обучения: 5 уровней пирамиды Маслоу
24/11/2015
Пирамида потребностей Маслоу — наглядная графическая модель теории мотивации  американского психолога Абрахама Маслоу (1908-1970), отображающая идею иерархии человеческих потребностей. Чаще всего эта теория применяется в менеджменте для создания системы мотивации сотрудников, но она не менее актуальна и для современного образования. В частности, иерархия потребностей Маслоу легко проецируется на электронное обучение, создающее особые условия и возможности для реализации потребностей от базового до самого высокого уровня.
Проследим, как потребности разных уровней пирамиды Маслоу реализуются в электронном обучении.

1. Физиологические потребности
Такие естественные потребности, как отсутствие голода и жажды, достаточное количество кислорода, хорошее освещение и удобное рабочее место особенно актуальны на момент обучения. При работе с электронными ресурсами к этим  базовым потребностям добавляются более специфические:
  • оптимальное расстояние до экрана,
  • комфортный для чтения размер шрифта,
  • достаточная подсветка,
  • своевременные перерывы на отдых для глаз.
А при организации дистанционного обучения можно ещё индивидуально выбрать время для занятий, когда каждый ученик будет максимально собран и энергичен.

2. Потребность в безопасности
В электронной образовательной среде актуальна не только физическая, но и психологическая безопасность. В этом плане онлайн-курсы создают дополнительные условия для психологической защищённости, так как дают возможность хранить данные об успеваемости в закрытых для общего доступа личных кабинетах. К тому же, при живом общении не каждый ученик решится задать свой вопрос вслух, боясь показаться глупым для одноклассников – в электронном обучении он может отправить педагогу личное сообщение. 

Кроме того, при правильной подаче электронный образовательный контент способен снять накопившийся стресс или чувство тревоги. Например, это может быть спокойная фоновая музыка, позитивная цветовая гамма и иллюстративный материал, весёлый персонаж, сопровождающий детей на страницах учебных онлайн-курсов. Также хорошими успокаивающими факторами могут быть форум или окно онлайн-поддержки, куда обучающийся сможет оперативно обратиться по возникшим вопросам.

3. Потребность в принадлежности и любви
Для удовлетворения потребности в эмоциональном контакте и общении электронное обучение предлагает широкий спектр возможностей. Онлайн-конференции, групповые чаты и совместные проекты, ведение блогов и создание презентаций помогут не только установить прочные связи, но и повысить познавательную мотивацию учащихся. А для выхода за пределы «формального» общения можно организовать сообщества в социальных сетях.

А некоторые LMS (Learning Management Systems), например наша система управления учебным процессом «Мобильная Дистанционная Школа», позволяют объединить в одно онлайн-сообщество не только педагогов и учащихся, но ещё и родителей. Так, в нашей системе родители могут комментировать работы детей, общаться с ними и с учителями с помощью чатов, личных сообщений и видеоконференций. В результате происходит активное вовлечение семей в образовательный процесс.

4. Потребность в уважении и признании
Для осуществления потребностей 4-го уровня необходима постоянная обратная связь по результатам учебных достижений учащихся. В электронном обучении это может быть организовано с помощью инструментов аналитики успеваемости, отображающихся в виде наглядных графиков, комментариев педагогов и родителей, а также интерфейса учебных онлайн-курсов – например, с помощью интерактивных иконок и цветового оформления (самые простые элементы – всплывающие галочки, выделение зелёным цветом при правильном ответе).

Следующая ступень в реализации потребностей уважения и признания – дать учащимся свободу выбора образовательного контента и темпов его освоения (по сути, это есть персонализация обучения). В условиях обучения в школе этот вариант подойдёт не во всех случаях и не для всех учеников, но благодаря избыточному количеству контента в учебных онлайн-курсах учитель как минимум может предложить на выбор несколько равноценных вариантов задания.

5. Потребность в самоактуализации
Это высшая ступень в иерархии потребностей по Маслоу, и её не так просто достичь. Тем не менее, сознательно или бессознательно каждый человек стремится к удовлетворению высших духовных потребностей, в том числе и в процессе обучения. Чтобы помочь учащимся успешно добиться своих целей и проявить способности, необходимо, во-первых, чётче и реалистичнее сформулировать цели и критерии оценки их достижений, а во-вторых – создать условия для самореализации, например организовать творческую и проектную деятельность в школе.

Фиксировать итоги можно с помощью средств онлайн-коммуникации (см. п. 3), также можно организовать выдачу грамот или символических премий, чтобы впоследствии ученики могли к ним обращаться для вдохновления и самомотивации. Ведь когда поставленные цели будут достигнуты, учащиеся обязательно захотят добиться новых высот!

Комментариев нет:

Отправить комментарий