понедельник, 21 декабря 2015 г.

Екатерина Толкачева

Что делает учитель, когда дети заняты самостоятельной работой

Отдыхает? Нет! Он включён, как никогда. Конечно, если он хочет, чтобы эта работа была максимально полезна для учеников.
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью» — известный многим афоризм Льва Толстого, который был записан в его литературном коллаже «Круг чтения».
Конечно, учителя знали о важности самостоятельной работы задолго до Льва Николаевича. Ещё Ян Амос Коменский призывал в своей книге «Великая дидактика» к изысканию таких методов, которые позволили бы педагогам меньше учить, а ученикам — больше учиться.
Условно можно выделить две цели самостоятельной работы. Первая касается непосредственно предмета: «открыть», «добыть» или закрепить новые знания и умения, создать индивидуальный или коллективный «продукт» (будь то сочинение или решённые задачи). Вторая цель, как это не тавтологично звучит — научиться работать самостоятельно. 
Чтобы дети с удовольствием занимались самостоятельной работой, нужно творчески подойти к её организации.
Источник: nyiad.edu
Чтобы дети с охотой работали самостоятельно, им нужны две вещи: удовольствие от процесса и результат, повышающий самооценку.

О заданиях и форматах

Процесс самостоятельной работы зависит от того, как хорошо учитель к ней подготовился: как сформулировал задачу, подобрал ли все необходимые материалы, смог ли донести задачу и материалы до учеников, предусмотрел ли случаи форс-мажоров.
Задание, которое действительно задевает детей за живое — гарантия того, что ребята приложат максимум усилий, чтобы его выполнить.
Например, уроки литературы предполагают много самостоятельной работы и в школе, и дома. Как минимум, дети должны сами читать произведения. Как тут стимулировать детей к самостоятельности?
 Анастасия Серазетдинова
учитель словесности
Я стараюсь увлечь детей тем, что на уроке вычитываю определённые отрывки из нового толстенного романа или увесистой повести и обрываю задушевное упоительное чтение на самом интересном месте. Есть занятия, на которых я даю набор героев из следующей книжки (которая им совсем незнакома) или рассказываю фабулу, они набрасывают свою историю, читают вслух, восторгаются гениальностью собственных мыслей, а потом я им рассказываю, что похожее есть у… Чехова, не верите — прочтите.
Если речь идёт о самостоятельной работе по гуманитарным предметам в классе, то хорошо, когда дети сами участвуют в выборе темы. Если это литература, то ребята могут сформулировать к произведению актуальные для себя вопросы, если история — наверняка можно всем классом найти в изучаемом периоде интригующие загадки. В любом случае, отталкиваясь от учеников, вы скорее попадёте в зону их интереса, чем если будете исходить только из методических пособий.
Чтобы индивидуальная самостоятельная работа в классе была на самом деле индивидуальной, следуйте простому правилу: задания не должны повторяться. Тогда у ребят не будет соблазна совместно решать какие-либо вопросы.
Коллективная работа по группам ставит перед учителем другую задачу — избежать ситуации, когда в группе «один за всех». Это можно сделать, разделив внутри групп функции — волевым решением или самими условиями задания.
 Евгений Смирнов
учитель математики
Для групповой работы хорошо подходят различные соревновательные форматы. Например, формат математического боя, математического аукциона, «матдраки». Эти форматы хорошо известны тем, кто учился в математических и естественно-научных кружках. Альтернативный вариант — предложить хорошо успевающим помогать слабо успевающим (естественно, с «пряником» в виде положительной оценки при хорошем результате). Групповая работа — это всегда сложно, начиная с организации и разделения и заканчивая управлением.

Самостоятельная работа — время наладить контакт

Джоанна Раухала, учитель и консультант, говорит о том, что самостоятельная работа в классе — отличное время, чтобы узнать своих учеников лучше, укрепить с ними отношения и дать индивидуальную обратную связь.
Часто дети не могут прийти к хорошему результату не потому, что они плохо знают материал, а потому, что плохо владеют навыками самостоятельной работы, испытывают психологические трудности (например, неуверенность в себе) или просто не увлечены процессом. Чтобы эти сложности преодолеть, учитель выполняет функции консультанта и тьютора.
 
Источник: stemwire.org
Итак, задание для самостоятельной работы озвучено, и учитель курсирует между партами, наблюдая за происходящим. Почти всегда в классе есть ученики, которые «подвисают» с ручкой в руках и никак не могут начать. Им важно снова и снова помогать фокусироваться на работе. Для этого периодически обращайте внимание на то, что такой ученик уже сделал (подписал листок бумаги? Отлично!), просите проговорить, что он собирается делать, и обозначьте, что подойдёте к нему ещё через какое-то время. Этим вы стимулируете дальнейшие действия и отмечаете важность уже приложенных усилий.
Другие ученики могут прекрасно размышлять на заданную тему, но для них проблема — взяться за письменный ответ. Им не хватает общих вопросов или поясняющих инструкций, чтобы убедиться, что они всё поняли правильно. Задача учителя — помочь в процессе беседы определиться со структурой ответа.
Третьи ученики всё делают очень быстро. Они уверены в своих силах, и любое задание для них — это вызов. Они стараются справиться с ним поскорее, чтобы «победить» других. Вы можете выстроить взаимодействие с ними таким образом: сначала позволить насладиться своей силой, а затем задать новый вопрос на более сложном уровне. Пусть результатом самостоятельной работы станет победа над собой, а не над одноклассниками.
Общее подведение итогов после самостоятельной работы удваивает её ценность для каждого.
Источник: chinalawblog.com
Эффект от самостоятельной работы будет неполным, если в конце не подвести итоги. Лучше всего делать это всем вместе. Наблюдая за работой, вы наверняка замечаете общие проблемные точки и варианты решений, к которым приходят ученики. Будет здорово обсудить их вместе со всеми. Предложите ребятам рассказать о том, с какими трудностями они столкнулись и как их преодолели. Пусть своим опытом поделятся те, кто успешнее справился с заданием. Общая обратная связь, основанная на индивидуальном опыте, позволит каждому вынести что-то полезное. Это тоже будет положительным результатом, который вдохновит детей на дальнейшие самостоятельные поиски.

Комментариев нет:

Отправить комментарий