суббота, 7 мая 2016 г.

Для молодого учителя и не только

Перемещаться
Методика «Перемещаться» предполагает целенаправленное передвижение по классу на разных этапах урока. Мы, учителя, часто говорим о концепции «контакта» – педагог приближается к тому или иному ученику, чтобы акцентировать внимание на его личной ответственности за учебу или решить проблему с поведением, – но при этом ждем, что данный прием будет работать сам собой, словно по волшебству. Учителя знают, что в случае возникновения на уроке проблемы им следует приблизиться к ее источнику, но не всегда в полной мере понимают, как использовать эту методику максимально эффективно и что делать, если очевидно, что одного лишь контакта недостаточно. Несомненно, нам следует знать не только о том, как и когда обеспечить тесный контакт с трудным учеником, но и о том, как вообще перемещаться по классу во время урока.
• Нарушайте границу класса.
Граница вашего класса – это воображаемая линия, которая проходит через всю комнату параллельно доске приблизительно в полутора метрах перед ней, обычно там, где стоят первые парты. Многие учителя не любят или не решаются нарушать границу, пересекать этот воображаемый барьер и перемещаться по классу между рядами.
А между тем чрезвычайно важно стараться делать это в первые пять минут каждого урока. Вам надо четко показать детям, что вы хозяин этого пространства и при желании в любой момент можете переместиться в любую точку класса. Больше того, это необходимо сделать прежде, чем вас к этому вынудит ситуация, скажем потребность в коррекции поведения одного из учеников. Так вы продемонстрируете, что идете, куда хотите, руководствуясь решениями о повышении эффективности учебного процесса, а не необходимостью исправить чье-либо поведение. Поступая иначе, вы сильно рискуете, что на территории за «границей» не вы будете хозяйничать, а ваши ученики.
• Обеспечьте себе полный доступ.
Учителю надо не только «нарушать границу» классной комнаты, но и обеспечить себе полный доступ ко всему этому пространству. Вам необходимо иметь возможность в любой момент просто и естественно оказаться рядом с любым учеником или переместиться в любое место класса быстро, легко, не прерывая процесса обучения.
Это единственный способ показать детям, «кто в доме хозяин». Если вам это не под силу, они быстро определят своего рода «бесполетную зону», где будут чувствовать себя надежно изолированными от вашего влияния. Если вам потребуется передвигать стулья и перетаскивать рюкзаки, чтобы пробраться в какое-либо место классной комнаты, считайте, что вы тут больше не хозяин. Если, чтобы оказаться в дальнем углу класса, вам приходится извиняться, протискиваясь между стульями, партами и рюкзаками, значит, вы просите у детей разрешения на это. А это означает, что хозяева этого пространства – они, а не вы. Этого не может позволить себе ни один учитель.
• Перемещайтесь активно.
Учителю недостаточно иметь возможность просто при необходимости переместиться в любое место класса – ему надо заставить это пространство постоянно работать. Если вы учите активно, значит, вы, курсируя по классу, постоянно внедряетесь в процесс как вербально, так и невербально.
Введите спокойное личное взаимодействие с детьми по ходу перемещения по классу в привычку – это обеспечит возможность для реакции в случае, если контакт с нарушителем порядка не даст нужного результата.
• Перемещайтесь систематически.
Найдите возможность циркулировать по классу систематически, то есть всюду и обязательно беспристрастно, – но непредсказуемо. Это не только повышает ответственность каждого ученика за учебный процесс, но и позволяет оказывать особое давление на тех, кто представляет для вас источник наибольших проблем, не показывая этим маленьким неслухам и упрямцам, что их поведение вас тревожит. Если вы командуете детям: «Мне нужно, чтобы все смотрели на меня», – а сами тем временем направляетесь прямиком к Альфонсу, самому трудному ребенку в классе, то четко показываете: вы боитесь, что он не выполнит вашего требования, и не способны полностью его контролировать. В этой ситуации мальчик, возможно, и выполнит вашу просьбу, но в глубине души с удовольствием поймет, что заставил учителя понервничать. А вот если вы заблаговременно пройдетесь по каждому ряду, по очереди прося то того, то другого ученика смотреть на вас и на секунду останавливаясь возле детей, чтобы встретиться с ними взглядами, то, конечно же, не оставите без внимания и непослушного Альфонса, но при этом не продемонстрируете ему своего волнения.
• Выбирайте позицию, обеспечивающую влияние.
Передвигаясь по классу, учитель должен помнить, что его цель – как можно больше времени находиться лицом к ученикам. Тогда он видит все, что происходит вокруг, с минимальными операционными издержками. Используйте так называемые белые пятна. Как известно, наибольшее влияние на другого человека обеспечивает позиция, когда вы его видите, он об этом знает, но сам вас не видит. Это значит, что, постоянно заглядывая в тетради учеников через их плечи или находясь в конце комнаты во время обсуждения, вы обеспечиваете ненавязчивый, но по-настоящему всеобъемлющий контроль над классом и можете лучше сосредоточиться на учебном процессе.
Из книги: Дуг Лемов «Мастерство учителя»

Дуг Лемов: Мастерство учителя. Проверенные техники выдающихся преподавателей


Аннотация к книге "Мастерство учителя. Проверенные техники выдающихся преподавателей" О книге
"Учителями рождаются, а не становятся?" Дуг Лемов не согласен с этим высказыванием ("за каждым отличным учителем стоит тяжелый труд и внимание к деталям, а не данный при рождении дар", - говорит он), и у него есть серьезные аргументы: он посещал и просматривал на видео тысячи уроков самых высококлассных педагогов, всю жизнь преподававших в бесплатных государственных школах, где обычно учатся дети из довольно бедных семей, и стабильно поднимавших этих детей на высокий уровень.

Затем он сформулировал набор из 49 конкретных и точных техник, которые определяют успех учителя и успеваемость его учеников. И что самое важное, не просто перечислил их в книге, а применял на протяжении пяти лет в своей компании Uncommon Schools - сети из 16 школ, расположенных в небогатых районах. Ученики Uncommon Schools демонстрируют более высокую успеваемость, чем представители других школ из более состоятельных районов.

Примеры техник, описываемых в книге:
Техника № 1. "Не отклоняться от ответа". Как добиться того, чтобы ученики давали правильные ответы каждый раз, а не смотрели на учителя пустым взглядом, пожимая плечами.
Техника № 35. "Сделайте это снова". Ученики не могут справиться с простым заданием? Повторяйте его снова все лучше и лучше, вплоть до совершенства. Это приведет к положительным последствиям.
Техника № 38. "Никаких предупреждений". Если вы сердитесь на своих учеников, обычно это означает, что вам стоит сердиться на себя. Эта техника поможет избежать неуместного поведения в классе.
5 принципов от Дуга Лемова, которые должен знать каждый учитель, чтобы быть успешным:

Простота недооценивается. Хорошо внедренная простая идея может принести серьезные результаты.
Вы знаете свой класс лучше всех. Хорошая техника - это та, которая хорошо работает в вашем классе.
Быть отличным учителем - очень тяжелая работа. Выдающиеся педагоги постоянно совершенствуются в своем ремесле и учатся новому. Неважно, насколько вы хороши, - всегда есть возможности для роста.
Каждый учитель должен много читать. Чтение - важнейший навык для учеников.
Преподавание - самая важная работа в мире. Она же и самая сложная.
С этой книгой вы сможете стать лучшим учителем. Техники, описанные в ней, можно применять сразу после прочтения, а упражнения в конце каждой главы помогут вдумчиво проанализировать материал и перспективы его использования в своей практике.

Для кого эта книга
Это книга для преподавателей, учителей, родителей, тренеров и репетиторов.

Об авторе
Бывший учитель, консультант, исполнительный директор Uncommon Schools, организации, открывающей и развивающей независимые успешные школы с индивидуальным подходом в Нью-Йорке и Нью-Джерси. Дуг раскрывает секреты профессионализма, которые наблюдал у высококлассных педагогов, на практических семинарах.

Он получил степень бакалавра гуманитарных наук в колледже Гамильтона, степень магистра гуманитарных наук в Университете Индианы и MBA в Гарвардской школе бизнеса.
3-е издание
Подробнее: http://www.labirint.ru/books/440812/

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий