вторник, 24 мая 2016 г.

Экстенсивное и интенсивное образование

Алиса Загрядская

 Отделять ли зёрна от плевел на одном участке или осваивать новые территории? Разговор про количество и качество знания в XXI веке приобретает новую остроту.

Экстенсивное земледелие предполагает расширение посевных площадей без улучшения качества посевов. При этом земледельцы получают много урожая, но на каждом отдельном участке урожаи низкие. В задачу интенсивного земледелия, наоборот, входит максимальное развитие потенциала одной площади. Для этого над сортами культур работают так, чтобы они стали как можно более урожайными.
Примерно так же выглядят два научных и образовательных подхода, один из которых подразумевает освоение разных областей знания, а другой — углублённое изучение узкой специальности. Какие взгляды на этот счёт были в разные эпохи и является ли сегодня актуальным противопоставление «широкого» и «узкого» образования?
Картина «Сеятель» Ван Гога.

«Человек-энциклопедия» в классической традиции

Греческие философы со знанием дела говорили об устройстве природы, математике, законах государства и канонах литературного творчества одновременно. В корпус сочинений Аристотеля, например, входят труды по логике, физике, ботанике, зоологии, политике, риторике, теории драмы и многом другом. Такой же подход существовал и в эллинистическом образовании — считалось, что юноше следует быть развитым всесторонне.
С древности в культуре существовал идеал homo universalis, «человека универсального», который обладает знаниями и может работать одновременно в разных областях.
Мыслители Возрождения в полной мере взяли на вооружение античный подход. О том, что Леонардо да Винчи занимался, кроме живописи, ещё и музыкой, архитектурой, естественными науками и инженерией, знает всякий. Да Винчи иногда называют гением из-за этого, однако гениален он был вовсе не потому, что умел заниматься разными вещами. Широта интересов и умений была нормой образованного человека его эпохи. Все гуманисты, пусть и не такие прославленные, говорили на нескольких языках и писали труды, а также, сочетая эти занятия в разных комбинациях, занимались натурфилософией (естественными науками), точными науками, конструированием устройств, историей, живописью, ваянием, музыкой.
Картина Пьетро делла Веккиа XVII века. Протягивая студенту зеркало, Сократ как бы говорит: познай самого себя.
В эпоху Просвещения энциклопедический канон был в почёте. Наука XVIII века — это целый парад энциклопедистов. Проще говоря, до довольно недавнего времени предполагалось, что, если уж ты учёный — разбирайся в науке. В какой именно?.. В науке вообще! Можно, конечно, поделить всё знание о мире на науки о духе и науки о природе, однако и тут мыслитель не ограничивался только одной половиной.
Классическое образование стремилось закрепить этот идеал и передать его новым поколениям. Изящные искусства тоже входили в программу развития личности. Барышни и молодые люди из общества всегда «немного рисовали», пробовали себя в поэзии, играли на музыкальных инструментах. Однако теперь не только привелигированный класс получил доступ к знаниям. Просвещение с его идеей tabula rasa активно занималось становлением проекта всеобщего обучения.
С точки зрения теории Tabula rasa или «чистой доски» человек рождается без каких-либо врождённых представлений, его знания полностью зависят от опыта.

Специалисты «машинного века»

Еще в эпоху Возрождения переход к городской культуре и развитие рыночных отношений стали предпосылкой для формирования профессии как явления. Впоследствии в результате индустриализации и появления всё более сложных машин возникла необходимость в большом количестве технических специалистов.
В XIX веке с развитием общего образования, промышленности и технологий стало очевидно, что требуется более глубокое, детальное рассмотрение наук.
Вместо одного учёного, который делал опыты в домашней лаборатории — и, по мнению многих, знался с дьяволом, ведь отношение к опытной науке довольно долго оставалось настороженным — над изобретениями теперь стали трудиться целые организации, институты, конструкторские бюро.
Специализация делалась всё более узкой по мере развития и усложения каждой области знания и отрасли. В результате между областями образовался разрыв, а между «физиками» и «лириками» и вовсе пролегла пропасть. Теперь никто не стал бы ожидать от исследователя, что он проведёт химический опыт, а потом разразится поэмой или напишет трактат по антропологии, хотя прежде учёные с этим справлялись.
Авационный завод Bell Aircraft. 

Меджисциплинарный подход

В конце XX века стали очевидны новые изменения: теперь появилась потребность рассматривать вопросы комплексно. То, что работает для индустриального общества, не подходит для мира постиндустриального, информационного, в котором появляются сложные структуры, а явления утрачивают бинарность.
Фундаментальная наука стала двигаться в сторону усложения и многоосновности, а в образовании всё более актуальной становится междисциплинарость.
Классическая культура верила в существование абсолютной причины и в истинность, которая может быть запечатлена на страницах книги. Эта установка предполагает, что носитель объективного знания, будь то священник или учёный, придёт и растолкует, как всё устроено на самом деле. Однако со временем выяснилось, что картина мира становится все более относительной по мере того, как расширяются научные представления. Ницшеанская идея «смерти бога» как раз об этом — с какого-то момента объективное перестаёт существовать, а онтологическое состояние мира бесконечно усложняется. Теория относительности, квантовая физика, нейробиологические исследования мозга скорее лишают почвы под ногами, чем дают определённость.
Телефонистки, вставляющие штекеры, кажутся явлением далёкого прошлого, однако ещё недавно с распознаванием картинок мог справиться только человек, а теперь это под силу алгоритмам.
Сегодня востребованы творческие способности специалистов, большую актуальность приобретает умение конструировать новые идеи. Системы, заточенные под обучение узкой профессии, и образование, которое сводится к натаскиванию на конкретные задания, требуют сегодня модернизации. Например, в современной Японии вследствие такого подхода сейчас востребованы курсы и тренинги по креативности. Набирают популярность образовательные программы, построенные по модели свободных искусств, которая поддерживает индивидуальный маршрут и междисциплинарность.
XXI век даёт новый способ «земледелия», при котором расширяются территории, но в то же время происходят качественные улучшения — потому что, как оказалось, качественное изменение напрямую связано с расширением.
Профессионал стремится повышать свою квалификацию и концентрироваться на мелочах своей области. Такой метод обучения позволяет хорошо разбираться в частностях и быть хорошим практиком. В то же время, он сужает круг интересов, отдаляя человека от классического энциклопедического идеала, и снижает его творческие способности в своей же сфере, поскольку не дает возможности видеть картину в целом и под неожиданными углами. Сейчас всё чаще говорят о комплексном подходе, а быстрое развитие технологий стирает границы между профессиональными областями.
В фильме «Чарли и шоколадная фабрика» папу мальчика Чарли уволили с завода, где он навинчивал крышечки на тюбики зубной пасты, потому что его место заняла машина. Папа Чарли не растерялся, перепрофилировался и стал заниматься техническим обслуживанием этой машины.

Свободное распространение знания

В античные времена ученики собирались вокруг философов на прогулках и пирах, чтобы послушать об устройстве мира. В Новое время студенты заполняли аудитории немецких прижизненных классиков, чтобы приобщиться к их мудрости. Преподаватель и учёный был источником и носителем знания, живой интерактивной энциклопедией.
Нужны ли такие мудрецы, когда знания доступны каждому без необходимости следовать за Сократом по пыльным афинским улицам или ехать к Канту в Кёнигсберг?
В узком смысле слова энциклопедист — это тот, кто составляет энциклопедии. Сегодня энциклопедистом можно назвать любого, кто активно участвует в написании и проверке статей в вики-проектах. С одной стороны, это выглядит как воплощённая мечта учёных Возрождения, которые мечтали об общей грамотности, и философов Просвещения, которые обожали энциклопедии. Однако к объективности, грамотности и глубине статей Википедии часто бывают претензии.
Можно ли сказать, что мы стали довольствоваться меньшим и поверхностного прикосновения к знанию нам достаточно? Или возможность ошибок — это неизбежный симптом демократизации знания?
Количество данных о мире растёт, и теперь кажется нереальной задача держать в голове всю информацию по всем дисциплинам на уровне специалиста. Теперь важнее обладать методом и уметь думать самостоятельно. Образно говоря, нужно не знать наизусть все статьи энциклопедии, а понимать принципы её устройства, концепцию и структуру разделов, уметь при необходимости пересматривать правила.
Энциклопедическое мышление нового типа предполагает не составление справочников как таковое, а способность фильтровать информацию, формировать собственные стратегии доверия и проверки знаний.

Комментариев нет:

Отправить комментарий