Soft skills: как эмоции, ценности и общение двигают общество вперёд
О важности неакадемических навыков для общественного прогресса и жизненного успеха каждого ученика.
Один
из его основных выводов звучит вполне ожидаемо: эмоциональные и
коммуникативные качества ученика определяют жизненный успех ничуть не
меньше, чем академическая успеваемость.
Эти качества ещё
называют soft skills (мягкие навыки), которые, в отличие от
профессиональных умений (hard skills), с трудом поддаются объективной
оценке.При обучении мы обычно в первую очередь обращаем внимание на когнитивные навыки — логическое мышление, способность запоминать и усваивать информацию. Всё это более-менее эффективно измеряется привычными экзаменами и IQ-текстами. Но такие личностные характеристики ученика как целеустремленность, высокая самооценка, коммуникабельность, упорство и умение планировать могут быть не менее, а даже более важными.
Рене Магритт
Высокая грамотность и умение работать с информацией это, конечно, важно. И в образовательных учреждениях, и на рынке труда без этих качеств сложно преуспеть.
Но когда речь идёт о
здоровье, чувстве собственного благополучия и социальной солидарности,
трудноуловимые soft skills имеют гораздо большее значение.
Многое
говорит о том, что образование может быть эффективным способом решить
такие важные общественные проблемы, как плохое здравоохранение, высокий
уровень преступности, отсутствие социальных связей и классовое
расслоение.Люди с высоким уровнем образования больше доверяют окружающим, больше интересуются политикой и легче берут на себя ответственность за свои поступки. Они ведут более здоровый образ жизни и живут дольше (в среднем на 4 года среди мужчин, на 8 лет — среди женщин). И, наверное, не только из-за того, что они лучше умеют решать задачки или знают второй закон термодинамики.
Но то, как образование влияет на некогнитивные умения, пока трудно определить однозначно. Среди учёных и практиков образования нет согласия в том, какое место должны занимать soft skills в школьном и послешкольном обучении.
Методы измерения неакадемических навыков пока овеяны густым туманом. В некоторых странах используют опросники, в которых ученики сами должны дать оценку тому, насколько они трудолюбивы, усидчивы и подготовлены к работе.Нужно изменить то место, которое отводится личностным качествам в школьном образовании. Но мы не думаем, что эти показатели можно использовать при оценке учеников, учителей или школ.
Но это всё, конечно, слишком субъективно. К тому же, культурные различия могут сильно исказить результаты.
Источник: scmp.com
Развитию важных
личностных качеств могут способствовать иные форматы обучения — такие
как проектная работа. В США и европейских странах это уже давно
воспринимается как нечто само собой разумеющееся.
Общество и
образовательная система взаимно влияют друг на друга. Образование может
постепенно изменить общество в целом: небольшие перемены запускают
процесс с положительной обратной связью, который уже сложно остановить.Если мы допустим больше взаимодействия между учениками, больше личной ответственности и свободы, в долгосрочной перспективе последствия могут быть значительнее, чем нам кажется.
В оформлении статьи использована фотография street-art работы аргентинского художника Martin Ron.
Комментариев нет:
Отправить комментарий