6 самых вредных учительских привычек
Глазами самих учителей.
Время чтения: 10 минут
Совсем недавно образовательный проект TutorOnline провёл внутреннее «расследование». Репетиторов проекта попросили честно рассказать о самых вредных привычках, которые свойственны учителям. В процессе обработки полученных ответов выяснилось, что далеко не все педагоги готовы откровенно говорить о своих недостатках, и даже непредвзято взглянуть на коллег получается далеко не всегда. Однако честных мнений оказалось больше. Самыми важными, на наш взгляд, откровениями мы и делимся здесь с читателями.Если скучно на уроке,
Делать нечего совсем,
Попиши-ка ты на парте,
Иль цветочек нарисуй.
Вдруг в тебе талант проснется,
Ты рисуешь впрямь как Репин!
И учителя гордиться
Будут надписью твоей!
Привычка №1. Учись на отлично!
Колесниченко Юлия
учитель математики
Дело даже не в том, что согласно многим «исследованиям» (околоакадемическим и публицистическим), троечники большего добиваются в жизни. Это уже какая-то другая крайность, о которой сегодня стало модно писать. Пожалуй, не стоит программировать детей на отметки в принципе. Ученики должны понимать, что отметка и оценка — понятия разные. Двойка, тройка, пятёрка — это всего лишь формализация промежуточного результата труда, но ни в коем случае не главная цель учебного процесса.
Не стоит давать ученикам установку «учись на пять» или «учись на три».
Учись — вот ключевое слово.
Учись
осознанно, занимайся тем, что тебе интересно, старайся, преодолевай
трудности, прилагай усилия, постоянно останавливайся, чтобы ответить на
вопрос — зачем тебе это нужно и к чему ты хочешь прийти.Конечно, в случае со студентом или старшеклассником, способным к рефлексии, этот совет будет работать. Если же мы говорим о младшем школьнике, то здесь крайне важную роль играет окружение. Учителя и родители должны думать о том, какие мысли вкладывают в голову своих детей: прежде, чем они на своем опыте смогут проверить правильность внушенных им принципов и норм поведения, может пройти немало лет. Именно по этой причине необходимо очень аккуратно ориентировать ребенка на успех, предоставляя ему пространство для маневра, давая возможность определить этот «успех» самостоятельно.
Читайте также
Прощальное письмо американской учительницыПривычка №2. Будь как Маша, Петя, Толик…!
Берзина Наталья
преподаватель информатики
Подобный метод — не самый лучший способ помочь ученику сформировать свою самость. Во-первых, ребенок может закрыться. Он увидит, что на самом деле совсем не похож на всеми обожаемую Машу и просто не захочет проявить своё «Я», в котором, вполне вероятно, скрывается множество талантов. Во-вторых, ребенок может озлобиться, направив свою энергию не в мирное русло, а в конфликт, противопоставляя себя и Маше, и учителю, и всему классу. В-третьих, самой Маше может быть ой как несладко. Быть любимицей учителей и любимицей среди одноклассников — не одно и то же. В итоге такая установка на подражание одному примерному ученику может сделать несчастным весь класс.
Конечно, учителю так проще: «сотворить» по образу и подобию одного образцового ученика весь класс.
Но кто мы такие, чтобы играть в Пигмалионов от педагогики?
Найти
индивидуальный подход к ребенку, когда в классе 30 человек, а ты ещё и
учитель-предметик, и таких классов у тебя несколько, — почти невозможно.
Но это не значит, что не нужно стараться.
Басенко Светлана
учитель русского языка и литературы
Привычка №3. Нос ещё не дорос своё мнение высказывать!
Авсюкевич Диана
преподаватель философии
С детьми нужно разговаривать уважительно. В том возрасте, когда формируется их самость, когда они уже мыслят себя почти-почти взрослыми, они наиболее ранимы. Если учитель видит, что ребенок искренне хочет чем-то поделиться, пусть и чрезмерно эмоционально, педагог должен уважать этот порыв.
Привычка №4. Раз никто слушать не хочет, пишем контрольную
Для многих детей, особенно тех, кто привык всё делать на отлично, даже самая обычная контрольная работа — огромный стресс. В принципе, все ученики, даже мальчишки, старательно носящие маску «пофигизма», боятся таких испытаний.
Занина Алена
репетитор японского языка
Привычка №5. Мы такими не были!
Ботнев Марк
преподаватель математики
За последние двадцать лет мир изменился кардинально. Тотальная информатизация жизненного и образовательного пространства — это наша реальность, которую невозможно отрицать и с которой вряд ли стоит бороться. Педагогам и в целом людям старшего поколения необходимо приспособиться, признать, что молодой человек, родившийся в 2000-х годах, будет кардинально отличаться по своим навыкам, интересам, образу жизни и образу мысли от детей не то что 1950-х, но и 1990-х годов. Но это вовсе не означает, что общепризнанные ценности, духовные и интеллектуальные, чужды так называемому поколению Z.
Привычка №6. Это нужно по программе!
Для многих педагогов список литературы, заданный детям на лето, — это почти священный манускрипт. Правки и сомнения здесь недопустимы. На следующий год, когда выясняется, что большая часть класса не прочла и трех книг, начинаются сетования «Нынешняя молодёжь совсем не читает».Привычка полагать, что объективные, с точки зрения педагога со стажем, ценности и шедевры мировой культуры и литературы должны признаваться таковыми всеми без исключения учениками в классе — свидетельство догматизма мышления. К сожалению, учитель редко говорит о том, почему и зачем, всё больше глаголов в повелительном наклонении и угроз в виде неуда. И здесь совершенно неважно, насколько школа современная, насколько активно педагоги используют информационные технологии, сколько наград и дипломов имеют.
Хотя это и очень непростая задача, но учитель должен объяснять, в чём ценность того или иного произведения, почему ученики должны потратить свое время и прочесть книгу. Фразы вроде «Это шедевр мировой литературы» или «Только попробуйте не прочесть все книги из списка литературы на лето» даже в самом заядлом книголюбе породят желание сжечь этот лист на ритуальном костре.
Смаль Галина
учитель русского языка и литературы
В классе на уроке либо во время индивидуального занятия всегда присутствуют живые люди, а не министерство образования, учебные планы и инновационные стратегии развития.
Учитель должен нести ответственность: возможно, тогда и статус, и роль учителя в современном обществе изменится к лучшему. Современные дети — не «деграданты»! До тех пор, пока мы (родители и педагоги) не относимся к ним с уважением, никакие инновации и революции в области образования не помогут.
Комментариев нет:
Отправить комментарий